Детьми поколения альфа называют тех, кто родился после 2010 года, попросту говоря, это дети миллениалов. Поколения отличаются между собой, их развитие проходило в разной информационной сфере, что нужно учитывать в воспитании и обучении. Наши дети заметно обделены критическим мышлением, их мышление клиповое, также возникают проблемы с восприятием информации без визуализации и концентрацией внимания. Это не недостатки, а особенности, которые сформировала высокотехнологичная среда.

Наши дети не такие, как мы, они росли в другом мире. Миллениалы отличаются от предыдущих поколений тем, что превосходно чувствуют себя в цифровой среде. Но дети их превзошли, сейчас гаджеты используют еще с пеленок. С самого раннего возраста человек пропускает через себя огромное количество информации.

Вдумайся в эти цифры, 90% контента в интернете было создано за последние четыре года, только в одном Instagram каждую секунду появляется 750 новых публикаций.

В ответ на это изобилие мозг вырабатывает защитные реакции, наиболее изученная из них — клиповое мышление. На подсознательном уровне реальность представляется не чем-то целым, а множеством картинок, не имеющих связи между собой. Таким образом мозг твоего ребенка защищает себя от перегрузки.

Что с мышлением?

У детей поколения альфа проблемы с логическим мышлением, они не могут решать логические нестандартные задачи, более того, они не видят в этом необходимости. Любой ответ можно мгновенно получить по запросу в интернете, поэтому у них нет необходимости что-то запоминать и анализировать. Информация мелькает в их голове, как сториз в Instagram.

Можно сказать, что это не проблема, а адаптация к действительности, но уже сейчас у родителей возникает ряд сложностей, так как они замечают у своего ребенка:

  • неспособность сконцентрировать внимание;
  • плохую память и отсутствие воображения;
  • отсутствие заинтересованности в учебе;
  • слабо развитое абстрактное мышление.

Особенно это проявляется на уроках литературы и чтения, детям утомительно читать длинные тексты, ведь они привыкли воспринимать информацию в виде картинок или видеоряда. Ученики отвлекаются, начинают переговариваться между собой, задание кажется сложным, и они его бросают. Миллениалам повезло больше, они окунулись в цифровую среду уже в более взрослом возрасте, благодаря чему они могут концентрировать внимание и анализировать информацию.

При этом детям поколения альфа способность анализировать и принимать нестандартные решения пригодится сильнее, чем любому предыдущему поколению. Они живут в век роботизации, когда все больше людей остаются без работы, если они не готовы постоянно переучиваться и совершенствовать уровень своего профессионализма. Критическое мышление пригодится каждому, но как его развить?

Что делать?

Ребенку поколению альфа нужно помочь, но не стоит ограждать его от гаджетов, то есть вырывать из привычной среды. Напротив, привычные технологии нужно использовать во благо, например, преподносить информацию в виде инфографик и презентаций, как это делают в некоторых школах уже сейчас. Наиболее прогрессивные преподаватели устраивают для детей мероприятия с активностью в социальных сетях — опросы, конкурсы, викторины, привлекая внимание ребенка в привычной для него среде и комфортном формате.

Для того, чтобы донести информацию до ребенка поколения альфа, нужно говорить на его языке. Любой школьный предмет можно преподнести в цифровой и игровой форме, даже если это классические математика, чтение и русский язык. Для этого разработано множество обучающих платформ, но технологии нужно использовать, а не противостоять им. Задача родителя и педагога — передать детям опыт своей жизни и объяснить важность критического мышления, продемонстрировать, что учеба может быть интересной, используя привычные для ребенка технологии и форматы.