Первое сентября – традиционная дата начала учебного года для школьников. Однако и первый раз в детский сад малыши также отправляются в первый день осени. Для кого-то отлучение на некоторое время от привычной домашней обстановки проходит гладко, но основная масса малышей сильно переживает, а вместе с ними и их родители, дедушки и бабушки.

Нередко бывает и так, что в первые пару дней ребенок с удовольствием буквально бежит в садик, но на третий-четвертый жёстко отказывается, начинает плакать и закатывать истерики, превращая каждое утро в кошмар.

Как мотивировать ребенка ходить в детский сад? Какой возраст является наиболее оптимальным? Какими навыками должен обладать малыш для того, чтобы адаптация и дальнейшее пребывание в саду протекали нормально? Об этом наш материал.

Как приучить ребёнка к детскому саду?

ребенок в садике

Как ни странно, но приучение ребёнка к детскому саду по мнению психологов должно начинаться хотя бы за несколько месяцев до первого посещения. Дело в том, что образ жизни, к которому привык малыш дома, сильно отличается от того, с чем ему придётся столкнуться в группе. Например, дневной сон, к которому приучены далеко не все дети, необходимость самому одеваться, делиться игрушками – всё это требует умений и осознания и в один день не приходит. Поэтому, если малышу осенью идти в садик, всё лето стоит потратить на подготовку к новому этапу в жизни.

Приучайте ребенка к садику постепенно

адаптация ребенка в садике?

Постепенное приучение к детскому саду – обычная и весьма эффективная практика. Для начала (ещё до того, как вы официально отдадите его в группу) начинайте посещать этот садик вместе. Зайдите на пару минут в группу, пообщайтесь с воспитателями, дайте ребенку всё рассмотреть. Сделайте это несколько раза в течение августа. Это поможет ребёнку привыкнуть к новой обстановке рядом с мамой, почувствовать, что опасности нет, а возможно заинтересоваться детьми, игрушками.

После подготовительного этапа наступает этап адаптации, который оптимально должен длиться две недели. В этот период ребёнок уже должен ходить в сад каждый день, но только на несколько часов. В первые 3-4 дня приводите ребёнка на дневные прогулки и оставайтесь вместе с ним. Пусть он играет, но видит, что мама рядом. На 5-6 день оставляйте малыша на час-два одного, на 7-8 день – на 3-4, затем на полдня до обеда, но без сна. Если всё идет по плану, то к концу второй недели скажите, что теперь он будет в саду спать. И только на 12-14 день оставляйте его уже на целый день.

Почему именно две недели? Согласно наблюдениям воспитателей и врачей, если адаптацию сделать более короткой, малыш не успевает привыкнуть, от этого сильно нервничает. Стресс проявляется в истериках, отказе от еды, «мокрых штанишках». В результате снижается иммунитет и начинаются простуды. Слишком длинный период приведёт практически к такому же результату: ребёнок постоянно будет ждать, что его заберут, нервничать, плакать.

Готовьте ребёнка к самостоятельности

подготовка ребенка к садику

Неумение делать элементарные вещи обязательно станет причиной стресса и отказа посещать детский сад. Ведь там придётся самостоятельно есть ложкой, одеваться на прогулку и раздеваться ко сну, пользоваться детским унитазом и соблюдать правила гигиены после посещения туалета.

Очень многие дети, даже достигнув трёх лет, все ещё не приучены к таким самостоятельным действиям. Поэтому требования воспитателя что-то сделать самому, а ещё хуже, если дети начнут посмеиваться над «нашим неумехой», могут нанести настоящую душевную травму, и о садике можно будет вообще забыть.

 

Чтобы этого не произошло, все навыки, которые понадобятся юному детсадовцу, должны быть привиты мамой в тихой домашней обстановке заранее.

Также следует обратить внимание на способ общения между ребёнком и взрослым. Часто избалованные дети не утруждают себя тем, чтобы высказаться о том, что им надо, а просто сидят и дожидаются, пока взрослые сами додумаются. В другой ситуации дети общаются при помощи жестов, знаков, на которые мамы и бабушки с готовностью реагируют. Очевидно, что эти манеры для садика не годятся и могут создать большие проблемы, поэтому от них стоит избавиться заблаговременно.

Не приукрашайте действительность

ребенок в садик без истерик

Чтобы заинтересовать своё чадо в чем-то, мамы нередко приукрашивают грядущие события, в данном случае пребывание в детском саду. По мнению абсолютного большинства детских психологов, прием крайне вредный. Дети обладают буйной фантазией, поэтому когда родители рассказывают о детском саде, как о чем-то удивительном, потрясающим, сказочном или волшебном, ребёнок дорисует картину в соответствии со своими представлениями о сказочности и волшебстве. Когда же он придёт в садик (даже если он оформлен исключительно красиво) и увидит совсем иную картину, его постигнет разочарование. В лучшем случае, он просто расстроится. Но чаще всего дети реагируют бурно. В результате вопрос адаптации превратится в острую проблему.

Гораздо лучше провести беседу с элементами правды. Стоит рассказать о том, что все взрослые люди должны ходить на работу, большие дети – в школу, а маленькие – в детский сад. Это пока их работа и так они очень помогут своим родителям: мама и папа должны работать и знать, что их малыш в безопасности и ему хорошо. Можно добавить, что чем лучше он будет выполнять свою работу, тем быстрее вырастет. Также можно рассказать, чем дети занимаются в саду: вместе играют, рисуют красками, лепят из пластилина, танцуют, поют, проводят утренники.

Не подкупайте ребенка

методы быстрой адаптации к садику

Ещё один вредный метод убеждения – подкуп. Здесь все просто: если каждый раз за поход в садик или выполнение любого другого действия покупать сладости или игрушки, ребёнок на третий день начнёт диктовать за какую награду он сегодня сходит в сад или сделает то, о чём его просят. Искоренить это будет очень сложно. Поэтому все подарки должны быть не по поводу, а просто так. Поощрение в виде подарков стоит начинать делать в более старшем и сознательном возрасте.

Долгие проводы – лишние слезы

привыкание к садику6 как сделать ребенку легче

Момент расставания для многих детей действительно тяжёл и каждый раз является причиной истерики. Чтобы как-то успокоить любимое чадо, некоторые родители подолгу прощаются, сидят в группе, уговаривают и дожидаются, пока закончатся слезы. К сожалению, так облегчить процесс расставания не получится. Если ребёнок не может легко попрощаться, то продление процесса только усиливает эмоциональную нагрузку.

Психологи рекомендуют не затягивать прощание, а как-нибудь его обыграть. Например, мама заводит ребенка в группу и снимает только шапочку. Дальше он должен сам раздеться и подбежать к окну, чтобы успеть помахать маме. Можно придумать какой-нибудь интересный способ прощания «как ни у кого» или «как у героев любимой книжки». Эти элементы игры очень эффективны.

Ни в коем случае не исчезайте тихонько, пока воспитательница или нянечка отвлекают малыша. Как только ребенок обнаружит, что вас нет, всё будет ещё хуже. Можно только представить, о чём он в это момент думает: о том, что его бросили, предали, что он не должен был отвлекаться, тогда бы он не потерял маму (а это уже чувство вины). Не стоит прибегать к такой примитивной хитрости и провоцировать эмоциональную бурю в душе маленького человечка.

Соблюдайте режим детского сада и дома

соблюдение режима как способ адаптации

Несадиковые дети редко живут по такому же режиму, как это принято в дошкольных учреждениях. Утром они встают, когда выспятся, днём не спят, едят в лучшем случае вместе с родителями, а нередко как захотят. Всё это не совместимо с жизнью по расписанию в саду. Поэтому к детсадовскому распорядку следует приучать заранее (хотя бы за месяц). Подъём в 7 утра, завтрак – в 8, сон – с 13 до 15 и без уговоров, чтения сказок (это оставьте на ночь). Режим лучше соблюдать и в периоды, когда ребёнок остается дома или вся семья уезжает в отпуск.

Приучать, скорее всего, придется и к детсадовскому меню. Дома оно вкусно и разнообразно, в садах – полезно и рационально. Здесь упор сделан на каши, супы, тушёные овощи и блюда из них. Далеко не всем детям нравится такая еда. Этот нюанс стоит учесть, иначе малыш первое время будет голодным.

В сад каждый день

ребенок плохо ходит в садик

Некоторые родители, работающие по суткам, делают своим чадам подарочки в виде возможности оставаться дома в дни, когда они выходные. Психологи и воспитатели не рекомендуют поступать таким образом. Во-первых, усложняется адаптация. После каждого такого выходного ребенок испытывает маленький стресс от того, что опять надо идти в сад. Кроме того, он быстро понимает, что есть вариант прогуливать и, вероятнее всего, начнет добиваться выходных среди недели. И, в-третьих, возможность то ходить, то не ходить в сад не способствует воспитанию дисциплины, что непременно негативно скажется в будущем в школьные годы.

Когда лучше отдавать ребенка в садик?

когда отдать ребенка в садик

Сегодня родители имеют возможность отдавать детей в сад с 1,5-годовалого возраста. Однако если в семье отсутствуют экстраординарные обстоятельства, то лучше подождать до трёх лет. Первые 3 года в жизни человека являются самыми важными и самыми сложными. Психологи утверждают, что 50 % от всех знаний, которые будут приобретены за всю жизнь, человек получает именно в первые три года. Поэтому очень важно, чтобы рядом была мама и не было никаких негативных факторов.

Кроме этого, примерно с 2,5 до 3 лет происходит первый этап самоутверждения по формуле «я сам». Попытки самостоятельно застегивать пуговицы, держать ложку, правильно надевать одежду, чистить зубы удаются далеко не с первого раза, что вызывает нервозность и раздражительность. В этом возрасте дополнительные стрессы в виде нового коллектива, режима и необходимости жить без мамы не нужны. А вот к трём годам, когда все основные навыки освоены, можно подумать о том, как мотивировать ребёнка ходить в детский сад.