Помогаем поднять самооценку подростку девочке
Самооценка человека формируется на протяжении многих лет, начиная с детского сада и заканчивая периодом относительно взрослой жизни. В возрасте с 10-11 до 14-15 лет наступает самый сложный этап: человек переживает мощнейшую переоценку ценностей, формирует отношение к себе и окружающим. Для многих это становится настоящим испытанием, поскольку они крайне остро реагируют на каждое слово и действия в свой адрес. Ситуация ухудшается, если ребёнок, особенно девочка, имеет малопривлекательную внешность. Что такое самооценка подростка, от чего она зависит, как понять, что ребенок себя недооценивает, и как поднять самооценку девочке-подростку? Об этом наша статья.
Как формируется самооценка ребёнка?
Самооценка – это (как следует из самого термина) то, как человек относится к себе. Другими словами, на сколько он сам себя считает умным, красивым, успешным и т. д. В психологии выделяют три вида самооценки:
- Адекватную, при которой подросток относится к себя нормально, правильно оценивает свои силы, возможности. Такие люди имеют широкий круг интересов и общения. Их поведение сдержанно, продумано, действия всегда целесообразны, направлены на познание и себя, и окружающих.
- Завышенную. В этом случае подросток переоценивает свои возможности, способности, внешний вид. Он активен, склонен к повышенной общительности, при этом его разговоры и действия лишены какой-либо конкретной цели, за исключением привлечения внимания к собственной персоне.
- Заниженную, при которой отношение подростка к себе отличается повышенной (в большинстве случаев неоправданно уничижительной) критичностью. Это замкнутые, склонные к депрессии дети, старающиеся как можно меньше находиться на людях, вступать в контакты и остро переживающие любое внимание к своей персоне (поскольку всё воспринимают исключительно с негативным подтекстом).
Психологи уделяют много времени исследованиям подростковой самооценки, проводят множество тестов и опросов. Согласно одному из таких исследований, проведённых Д. И. Фельдштейном, порядка 30% детей в возрасте 10-11 лет (начало подросткового периода) дают себе полностью негативную оценку. Остальные 70% нашли у себя немало положительного, но отрицательные стороны всё равно преобладали. В этом возрасте на самооценку детей наибольшее влияние оказывает мнение родителей, отчасти учителей. Поэтому подкорректировать ситуацию проще.
Мальчики оцениваются с точки зрения физической силы, девочки – с точки зрения внешней привлекательности. Поэтому неуклюжая походка, веснушки или пара лишних килограммов могут сыграть просто уничтожающую роль. Немалое отрицательное воздействие оказывают СМИ, сутками рекламирующие полуобнажённых глянцевых красоток и всевозможные волшебные средства красоты. В результате родители получают детей с булимией, нервными срывами и другими психологическими расстройствами.
В самых критических случаях девочку придётся лечить. Однако эти самые тяжелые случаи развиваются не в один день. Если девушка предрасположена к занижению собственных достоинств, то в период созревания это довольно отчётливо начинает проявляться. И если в этот момент родители окажутся рядом, правильно поддержат, то удастся избежать не только психологических срывов, но и выправить ситуацию своими силами, подняв самооценку и сделав девушку сильной и уверенной в себе.
Какие черты поведения указывают на то, что у девочки-подростка заниженная самооценка?
- Замкнутость и необщительность. Не все дети в возрасте до 10 лет гиперактивны, но всё же они довольно подвижны, открыты, им многое интересно, всё время чего-то хочется, они задают вопросы, у них большую часть суток весёлое приподнятое настроение. По мере взросления подобная активность несколько снижается, но есть предел. Если ребёнок всегда был подвижный, веселый и разговорчивый, но к 10-11 годам начал сторониться сверстников, перестал разговаривать даже с родителями, выходить к доске в школе – это первый звоночек, что в душе что-то происходит.
- Поза и манеры. Неуверенный подросток не осознавая того, всегда сутулится, втягивает голову в плечи, смотрит в землю. Так он на подсознательном уровне защищается от внимания окружающих.
- Одежда. Если вы заметили, что девочка одевается подчёркнуто в одежду серых и чёрных оттенков, не допуская ни капли ярких тонов, – это тоже показатель желания быть незаметной для окружающих.
- Девочка стала плохо учиться, хотя долгие годы была отличницей или просто училась легко и хорошо. Невыполненные домашние задания, нежелание отвечать у доски, полное равнодушие к успеваемости. Всё это показатели депрессии, в основе которой вполне может лежать осознание себя как личности, у которой всё равно ничего не получится. Редкие и короткие разговоры сводятся к мысли о том, зачем вообще всё это нужно.
- Если девушка была успешна в музыке, пении, рисовании, то её низкая самооценка может проявиться в том, что она всё бросит потому, что решит, что бездарна.
- Поведение может стать как пассивно-отстранённым, безразличным, так и агрессивным, вызывающим, циничным.
- Девушка постоянно сравнивает себя с другими и никогда в свою пользу: у других всё лучше – внешность, таланты, достаток, возможности и.т. п.
Если родители заметили одну, а тем более несколько из вышеописанных черт в изменившемся характере и поведении ребёнка, ситуацию следует немедленно брать в свои руки. Это, конечно, не болезнь, но если вовремя не скорректировать самооценку, она укоренится и адаптируется под обстоятельства взрослой жизни (все неудачи будут рассматриваться с позиции типа: «чего удивляться, неудача – это моё второе имя»). У ребёнка сформируется устойчивое представление о себе как о неудачнике на всю оставшуюся жизнь со всеми вытекающими последствиями.
Как поднять самооценку и уверенность в себе ребёнку?
Прежде всего настроиться на долгую и тяжёлую работу. Растормошить ушедшего в себя подростка сложно. Но очень важно выяснить причину. Если у человека действительно так тяжело проходит подростковых период, поиск самого себя – это одно. Но изменившееся поведение может говорить и о других неприятностях, например, ребенка всерьёз травят в школе. Это могут быть агрессивные одноклассники, а порой и учителя. Возможно, что-то произошло и ребенок в тупике: он не знает, что делать, и боится обратиться ко взрослым за помощью. Все эти моменты следует выяснить первым делом. Если в школе и во дворе всё спокойно, тогда начинай работу дома.
Говори тихо, спокойно, уважительно
Манера поведения окружающих очень важна. Если в доме все взрослые относятся друг к другу уважительно, без оскорблений, то это неизбежно станет примером того, как стоит относиться к окружающим и к себе. Даже если подросток будет говорить о себе в уничижительной форме, ему всегда можно будет задать вопрос, слышал ли он, чтобы мама или папа так говорили друг о друге, о нём или о других людях и почему он так делает. Это обязательно заставит задуматься.
Никогда не сравнивай с другими, напротив, ищи то, что у твоего ребёнка получается лучше
Для ребенка нет ничего хуже, чем слушать, как его родители восхищаются чьими-то достижениями и ещё вдобавок ставят их в пример. Во время переходного периода подростку и так тяжело, многое не получается, что-то уже разочаровало, а тут ещё и это. Если ты хочешь завоевать доверие своего чада, да ещё стать опорой в самый трудный для него период, то действовать следует иначе. Если твой ребенок хорошо рисует или поёт, то найди случай сказать о том, что вряд ли кто-то из его одноклассников сможет лучше. Разумеется, не стоит высказывать похвалы на пустом месте.
Активно развивай то, что получается лучше всего
Любой ребенок имеет склонности к чему-нибудь. И кому как не родителям знать об этом лучше. Любая победа, любое достижение в детском и подростковом возрасте стимулируют во сто крат сильнее, чем тысячи словесных убеждений и чужих примеров. Отсюда вывод: если ребёнок любит бегать, плавать, моделировать, танцевать и т. д., то этот навык должен развиваться в школах, студиях, кружках. Там им займутся специалисты, и там же он получит возможность участвовать в конкурсах и соревнованиях. Во-первых, занятие любимым делом в окружении соратников и взрослых наставников отвлекает от дурных мыслей, а во-вторых, любые достижения в этой сфере придают уверенности и значительно повышают самооценку. Кстати, и в глазах сверстников. Если, например, девочка в школе еле учится (что может вызывать негативное отношение со стороны более успешных учеников), но прекрасно моделирует одежду и шьёт – ей простят все!
Ищите примеры преодоления себя среди знаменитостей
Истории звёзд подиумов, спорта или Голливуда, которые росли в тяжёлых условиях, плохо выглядели в детстве, были слабыми и сталкивались с травлей в школе – лучший стимулятор для поднятия самооценки подростку. Кстати, эти самые героини подиумов и Голливуда очень любят делиться подробностями своих пережитых трудностей, поэтому можно в пару кликов найти десятки подходящих примеров. Узнай, кто кумир твоей девочки, и действуй. Читайте вместе статьи, смотрите интервью. Можно прибегнуть к опыту совсем не звёзд. Очень многие обычные люди являются примерами, достойными подражания. Например, те, кто из неподвижных толстяков массой в 200 кг превратили себя в накачанных спортсменов. Или людей, которые волей судьбы стали инвалидами, но не поставили на себе крест, а спустя какое-то время добились результатов в паралимпийских играх. Таких примеров в сети тысячи.
Научи ребёнка ставить маленькие цели и обязательно достигать их
Начнём с примера. Девочка действительно страдает лишним весом, за что над ней постоянно смеются одноклассники, а порой даже обзывают. Разумеется, ребёнка это травмирует. И здесь есть два пути. Девочку можно научить не обращать на это внимание, а любить себя такой, какая она есть, и ничего не делать, чтобы это изменить. Вряд ли с таким подходом из девочки вырастет уверенная в себе личность. Скорее всего, она просто научиться терпеть.
Но можно поступить иначе – активно вместе заняться оздоровлением. Сначала – правильный режим и питание, затем спорт. Ребенку стоит объяснить, что красота и здоровье – это труд и планирование. Поставьте цель – начать регулярно ходить быстрым шагом или бегать в парке по вечерам хотя бы три раза в неделю (и желательно делать это вместе). Через несколько недель, когда это войдёт в привычку, поинтересуйся, как ребенок себя чувствует, покажи в зеркале его румяное лицо и добавь, что это первое маленькое достижение. И если двигаться такими шагами, то можно очень многого добиться.
Веди список достижений
Этот пункт дополняет предыдущий. Заведите с ребенком дневник достижений. Записывайте в блокнот ближайшие и отдалённые цели, задачи, что нужно для достижений, а главное – результаты. Спустя несколько месяцев картина достижений будет налицо. Очень эффективный приём!
Записывай случаи, когда удалось превзойти ожидания
Ещё один важный психологический момент. Достижения, которые твой ребенок совершил, бегая или прыгая в парке, где никого не было, – это одно. Но когда он сможет показать, чему научился, на физкультуре, пробежав дистанцию за нужное время или подтянувшись больше всех, – это уже преодоление себя. Если раньше независимо от того, готовы уроки или нет, девочка никогда не поднимала руку, а теперь решила так сделать – это успех. Если учитель задал вопрос на сообразительность, и ребенок (возможно, неожиданно для себя) рискнул поднять руку – это просто прорыв. Ну а если в очередной конфликтной ситуации с одноклассниками ребёнок не убежал, не расплакался, а решил ответить, хоть и боялся, – это оценят даже оголтелые сверстники. Все подобные крупные или мелкие события стоит фиксировать – это тоже сильно стимулирует к покорению новых высот.
Итак, теперь ты знаешь, как поднять самооценку девочке-подростку, если возникла такая необходимость. Помни, главное – не оставлять ребёнка один на один с проблемой. Только длительные душевные беседы в обстановке любви и понимания, а также чёткий план действий со стороны родителей помогут ребёнку пережить самый трудный период личностного становления.