Есть старый-старый анекдот, повествующий об учителе, сетующим на «трудных» детей в классе. Он говорит: «Объяснил эту тему уже двадцать раз, сам давно понял, а они – нет!» Так вот, этот анекдот не про нашего героя. Метод Ричарда Фейнмана, о котором пойдет речь в этой статье, как раз и призван помочь такому учителю. Но ещё больше его ученикам, чтобы они могли влёт понимать самые сложные теории и запоминать их навсегда.

«Учитель от Бога» – так звали Фейнмана коллеги, а студенты – не иначе как «Великий Объяснитель». Человек с уникальным мышлением, учась ещё в Принстоне, создал собственную эффективную методику самообучения, которой следовал всю жизнь, применяя её в научных исследованиях и работе над проектами, а также при подготовке лекций для студентов.

Благодаря авторскому методу, на основе которого Фейнман несколько десятилетий преподавая физику в университете, на свет появилась книга-учебник под названием «Фейнмановские лекции по физике», которая по мнению читателей напоминает не учебник, а захватывающее приключение со множеством действующих лиц, ситуаций, историй и т. п.

Кто такой Ричард Фейнман?

Если характеризовать Ричарда Фейнмана кратко, то можно сказать, что это самый неординарный из когорты неординарных физиков современной эпохи. И эта неординарность заключается далеко не только в его научных способностях, приведших к Нобелевской премии. Это в первую очередь касается разнообразия его интересов и увлечений, в каждом из которых он добился невероятных результатов. Вот лишь несколько красноречивых эпизодов жизни:

  1. Как и все американские подростки, Ричард начал подрабатывать с 13 лет – он чинил соседям радиоприёмники, делая это гораздо качественнее и надёжнее специалистов, что не могло не удивлять окружающих.
  2. В возрасте 21 года был приглашен в знаменитый проект «Манхэттен» по разработке ядерной бомбы. Его вклад в работу как ученого был огромен. Но параллельно с этим он сводил с ума офицеров и высокопоставленных чиновников Пентагона и Министерства обороны США своим хобби вскрывать их сейфы. Он это делал каждый раз, когда ему нужны были какие-то документы для работы, а начальника не было на месте.
  3. Он пристрастился к биологии, начав изучать поведенческие модели муравьёв, когда обнаружил, что те поселились у него в шкафу.
  4. Не умея рисовать, он начал брать уроки живописи и настолько преуспел, что к 40 годам стал организовывать собственные выставки.
  5. Китайские иероглифы выучил просто ради развлечения.

А ещё он играл на барабанах, разгадывал письменность майя, преподавал, ну и, конечно, создавал теории и делал научные открытия.

Ричард Фейнман

Метод Фейнмана

Метод Фейнмана – универсальный алгоритм обучения, позволяющий выучить что угодно и запомнить это навсегда. Он применим в любой сфере жизни, требующей работы с большими объемами информации и необходимостью доносить её до собеседника. Итак, с чего следует начать?

Определи свои знания

Человек крайне редко начинает изучение чего-либо, не имея вообще никакого представления о предмете изучения. В этом случае мозгу будет намного сложнее усваивать новый материал, поскольку на первых порах его не с чем будет связывать.

Обычно ситуация несколько иная. Ты начинаешь что-то изучать с целью углубления уже имеющихся знаний, т.е. какими-то сведениями о предмете исследования ты уже обладаешь. Вот на этом и следует сосредоточиться: вспомни всё, что тебе известно по данному вопросу, и запиши на бумаге. Человек лучше всего запоминает то, что видит. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Запись лучше сделать в виде ментальной карты – схемы, упорядочивающей имеющиеся знания.

Девушка сидит с книгами

Выяви пробелы в знаниях

Второй этап позволяет выявить пробелы в знаниях. После того, как ментальная карта составлена, станет очевидно, в каких местах имеются пробелы в знаниях. Где-то не понятны причинно-следственные связи, в другом месте ты знаешь определение, но не можешь привести ни одного примера и т. д.

Заполнить эти пробелы можно только при помощи учебников. Следует вернуться к книгам и искать ответы на вопросы, заполняя по мере появления ответов свою ментальную карту. Как только все пробелы будут заполнены, в голове сложится четкая стройная система понимания проблемы. Но пока её поняла только ты. Поймут ли другие в твоем изложении?

Научи этому ребенка

Самый простой способ узнать, уяснила ли ты материал, – объяснить вопрос кому-нибудь не сведущему, не владеющему достаточным образованием и запасом знаний. Ещё лучше, если человек попадется сомневающийся и задающий много вопросов.

Ребёнок для данного эксперимента – идеальный вариант. Во-первых, детям вообще всё надо объяснять простым языком, избегая научных терминов. Во-вторых, дети, как известно, «всё хотят потрогать руками». Потрогал, посмотрел, как там внутри – понял. Эксперимент можно будет считать удачным, если тебе за небольшой промежуток времени только при помощи слов удастся объяснить ребёнку свою теорию и ответить на все возникшие у него вопросы.

Если во время рассказа тебя тянет перейти на терминологию или научный жаргон, если время идёт, а ребенок все ещё не понял, – не сомневайся, ты ещё недостаточно владеешь материалом. Вернись на шаг назад – к учебникам.

Учит ребенка

Систематизируй, упрости и рассказывай истории

Когда объем знаний достаточен, пробелы, заполнены, понимание наступило, пора всё это объединить в связный рассказ, в котором всё чётко следует одно из другого. Интересное, связное повествование всегда притягивает людей. А если оно приправлено историями, шутками – эффект от восприятия повышается в разы.

Проговори свой рассказ вслух перед зеркалом или представляя перед собой аудиторию. Если где-то запнёшься – значит, в этом месте отсутствует плотность мысли, надо упрощать, переформулировать. Можно записать рассказ на диктофон. Прослушивание речи со стороны отлично выявляет слабые места.

В рассказе всё должно идти от простого к сложному. Детали обязательны, но с ними стоит быть осторожнее, чтобы не перегрузить рассказ неважными подробностями, за которыми потеряется основной смысл. Объяснения должны быть простыми: никаких «закрученных фраз» и «заумных формулировок», многословия, тем более, сплошного потока специальных терминов.

Рассказ отражению в зеркало

Используй визуальные средства

Человек 90 % информации воспринимает визуально. Можно два часа рассказывать и ничего не рассказать, а можно сделать несколько схем и графиков, и всем всё станет ясно. Именно это помогло Фейнману получить свою Нобелевскую премию. Вместо громоздких описаний аспектов взаимодействия элементарных частиц он предложил метод графических диаграмм, которые помогали объяснять эти самые аспекты. Кстати, корпус личного автомобиля Фейнмана снаружи был украшен именно этими диаграммами.

Отсюда вывод – рисуй, черти, делай графики и схемы. Это активизирует визуальную память, помогает мозгу создать ассоциативные ряды, построить аналогии и, как следствие, запоминать информацию любого объема и сложности.

Девушка рисует графики

Где применить метод Фейнмана?

Метод самообразования Ричарда Фейнмана универсален и может быть применён в любой сфере деятельности:

  1. Педагогика. Глубокие знания в сочетании с доходчивостью речи преподавателя помогут ученикам и студентам в разы повысить эффективность обучения.
  2. Научная деятельность. Простота изложения, графическая визуализация имеющихся знаний позволит находить нетривиальные пути решения самых сложных задач.
  3. Бизнес. Если ты сама для себя чётко уяснила цели и задачи своего бизнеса, а главное выгоды, и можешь доходчиво объяснить это партнёрам и подчинённым – это 90 % успеха.
  4. Журналистика. Если хочешь заниматься сложной тематикой, говорить об этом с экранов телевидения или писать в прессе, да ещё чтобы тебя читали и слушали, – для начала постигни её сам: изучи, доберись до сути, переведи на простой, доходчивый, немногословный язык, подбери примеры.
  5. Ну, и конечно, учеба! Метод Ричарда Фейнмана идеален для получения и систематизации знаний по любому предмету. Научившись его применять, студент не только в разы повысит качество своего образования, но и разовьет мыслительные способности, научиться делать эффектные доклады и презентации, что непременно сделает его более востребованным на рынке труда. Но, главное – перестав заучивать на память энциклопедии, он сэкономит массу времени, которое в студенческие году есть на что потратить.